понедельник, 24 февраля 2014 г.

Интервью А. Паутова "Политическому Петербургу"

Публикуем интервью активиста ОСП А. Паутова, данное в декабре. В тексте пояснены некоторые моменты политической линии Организации, её позиция по ряду вопросов. Также считаем нужным оставить небольшой комментарий к неточностям, имеющимся в тексте.






- Что побудило Вас заняться политической деятельностью?

- Ну, политикой я интересуюсь давно, со школьного возраста. Приходилось слышать о социальных проблемах, сравнение современной системы с советским прошлым. Так и появились зачатки политических убеждений. Со временем узнавал о более широком спектре проблем, знакомился с разными идеями, но в итоге пришёл к левым, а потом и полностью встал на марксистские позиции.

Интерес сменился желанием вести активную деятельность, к тому же, такие убеждения подразумевают активность, а не сотрясание воздуха. Так что занимаюсь этой деятельностью, прежде всего, из идейных соображений.

- Какие сегодня основные проблемы в городе, на Ваш взгляд. На что Вы считаете необходимо обратить внимание, прежде всего? 

Александр Паутов- Проблем, требующих внимания, довольно много, к тому же они характерны не только для Петербурга, но и для страны в целом. Это проблемы рабочих и наёмных работников самых различных сфер, проблемы становления и роста профсоюзного движения, ксенофобия и бедственное положение мигрантов, мракобесие со стороны власти, наконец, проблемы экологии и культурного наследия города.

Рабочее движение сейчас постепенно набирает обороты: усиливаются независимые профсоюзы, в борьбу включаются новые отрасли (IT-сфера, бюджетники, мигранты, студенты), проходят громкие забастовки, вроде тех, что недавно произошли на «Антолине». Вместе с тем профсоюзы встречают противодействие со стороны собственников, «жёлтых профсоюзов», претендующих на монополию в профсоюзной среде, чиновников и полиции.

Чтобы вся эта масса не раздавила движение, необходимо его дальнейшее укрепление и развитие, солидарность между трудящимися различных отраслей и предприятий, а также различных социальных групп внутри трудящегося класса, дальнейшая радикализация профсоюзов и использование всё новых рычагов давления на собственников их защитников. Кроме того, существует опасность и внутри профсоюзов.

Это профбюрократия, которая, в случае разрыва с рабочими работает на свои собственные интересы. Это проповедь «социального сотрудничества», которую можно услышать от профбоссов, хотя такое «сотрудничество», в конечном счёте, играет на руку вовсе не рабочим. Наконец, это стремление буржуазных партий взять профсоюзы «под крыло», то есть использовать их в своих целях. Со всеми этими проблемами нужно бороться, в частности, реальной политизацией трудящихся, объяснением сути ситуации, партий, бюрократии и т.д., а также максимальным расширением низового контроля в профсоюзах. [1]

Тяжёлая ситуация с ксенофобией. Помимо всем известных ультраправых, неонацистов и пр. остро стоит вопрос о бытовой ксенофобии, а также изолированности самих мигрантов. Требуется масштабная агитационная, просветительская работа как с местными жителями, так и с мигрантами, мобилизация мигрантов на борьбу за свои права и укрепление солидарности между трудящимися разных национальностей. Необходимо разъяснять корни и роль ксенофобии в существующем строе и общность интересов наёмных работников.

Усиливаются мракобесные настроения, которые уже прямо навязываются властью. Петербуржцам это особенно известно по деятельности одиозного депутата-единоросса Милонова, уже протолкнувшего закон «о запрете пропаганды гомосексуализма», помещающий людей этой ориентации в информационный вакуум и не позволяющий им говорить о своих проблемах. Помимо этого издан целый ряд инициатив, таких как составление списков «неугодных» сайтов и «закон об оскорблении чувств верующих», ограничивающих свободу слова и доступ к информации.

Но наиболее болезненно мракобесие властей ощущается в образовании, где рыночный фанатизм сплетается с навязыванием. Коммерциализация образования и ограничение фундаментальных наук в школе идёт рука об руку с введением религиозных предметов. В институтах присутствие определённого уклона также чувствуется, так, в общественных науках явно продвигается консервативная линия.

Всё это на фоне разговоров о введении государственной идеологии, пока, к счастью, ещё не очень серьёзных. Бороться с этими явлениями в образовании намерены вести, в частности, профсоюзы студентов и преподавателей, такие как «Учитель» и «Студенческое действие», но они пока делают первые шаги в своём развитии. Разумеется, требуется такая борьба и с нашей стороны, со стороны левых, заключающаяся в разъяснении этих процессов и борьбе с навязыванием ложной идеологии. [2]

Ну и, наконец, экология и культура. Их можно рассматривать вместе, так как суть проблемы одна — полное безразличие капитала, бюрократии и финансовых элит к природному и культурному облику города, приспособление территории под объекты бизнеса и элитное жильё, а в этот год — и под нужды чиновников (ситуация с больницей 31) и РПЦ (парк Малиновка). Несмотря на то, что градозащитные организации активно работают по этому вопросу, угрозы вспыхивают постоянно, поэтому проблема весьма актуальна. [3]

- В чем главное отличие Организации Социалистического Поколения от других организаций коммунистической направленности?

Вообще, сегодня нельзя оценивать коммунистическое движение как нечто целое. Между различными коммунистическими организациями существуют существенные расхождения в теории, анализе, тактике и стратегии. Многие коммунисты принадлежат к той или иной тенденции (троцкисты, маоисты и пр.) имеющей свои исторический опыт и особенности. Поэтому говорить об отличиях от остальных коммунистов довольно сложно, так как нет «точки отсчёта».

Если говорить о нашей организации, то можно упомянуть те принципы, на которых она базируется и которые её в той или иной мере выделяют. Мы отрицаем парламентскую систему, как орган реальной борьбы и считаем попытки пролезть в парламент через выборы бесперспективными и несоответсвующими нашим целям. Взамен мы настаиваем на низовой самоорганизации трудящихся для непосредственной борьбы за свои интересы и, в перспективе, создание принципиально иных органов управления, нежели парламент, основывающихся на прямом делегировании.

Если сравнивать нашу линию с теми настроениями, что распространены в левой среде, то стоит заметить, что нам чужда чрезмерная ностальгия по СССР, который мы не признаём ни социалистическим, ни рабочим государством, равно как и подражание европейским левым, которые действуют в рамках сложившейся в Европе буржуазной политики и не выходят за её пределы. Мы также не относимся ни к одной из упомянутых исторических тенденций, стремясь проводить оценку обстановки самостоятельно, не завися от «единственно правильных» догм и опираясь на достижения современной мысли, прежде всего, марксистской, конечно.

Тут следует отметить, что из персоналий, помимо революционных теоретиков и практиков прошлого, на нашу линию оказали влияние такие деятели как советский кибернетик В.М. Глушков, историк и философ Ю.И. Семёнов, представитель западного марксизма Луи Альтюссер и другие. Мы, однако, не делаем из них очередных идолов, адаптируя всё полезное, что есть в их работах. [4]

Мы также расходимся с целым рядом принципов, популярных в современной российской левой. Мы не принимаем принцип «широкой левой» (т.е. организации, предоставляющей размытую программу для «объединения всех левых»), который активно продвигают, к примеру, РСД и Левый Фронт.

В противовес этому мы являемся сторонниками прочной политической линии и разработанных тактики и стратегии, что, конечно, не исключает их демократического обсуждения и согласования внутри организации. Расходимся мы и в подходе к такому фундаментальному вопросу, как антифашизм.

Сейчас очень популярна позиция, согласно которой борьба с фашизмом сводится только к противостоянию ультраправым группировкам и шовинизму, без учёта роли существующего строя, государства, его институтов и пр. Мы смотрим на эту проблему несколько глубже. Фашизм — это не только шовинистические и ксенофобные настроения, но и определённый инструмент капиталистического строя, его способ в критический момент спасти положение правящего класса.

И органами фашизма в этом вопросе, помимо идеологии, являются и раскормленный полицейский аппарат, и огромный военный сектор, и мощная бюрократия. А потому, мы не отрываем борьбу против фашизма от борьбы с его источником, капитализмом и его исполнителем, репрессивным государственным аппаратом.
Это наши главные принципиальные черты. Можно, конечно, ещё упомянуть о целом ряде расхождений в теории, которую мы разрабатываем самостоятельно, но на это уйдёт слишком много времени.

- Какие задачи для ОСП являются приоритетными в 2014 году?

Помимо, собственно, развития самой организации, налаживания печати и теоретической работы, мы намерены участвовать в различных общественных инициативах, предлагать своё решение и продвигать свою линию.

Точно можно сказать, что мы будем активно участвовать в студенческом движении, в частности, в профсоюзе «Студенческое действие», стремится к его развитию и включению студентов в активную социальную и политическую борьбу.

Также, мы намерены активно заниматься проблемами мигрантов. Это развитие широкой антиксенофобной кампании и проведение в её рамках агитационно-разъяснительной работы. В рамках борьбы с ксенофобией мы надеемся на сотрудничество с такими инициативами, как «Права для всех» и «Информагент», а также с профсоюзами мигрантов.

Из проектов, мы также намерены продвигать инициативу «Атеисты и верующие за равенство и солидарность», разрабатываемую нами с целью адекватного диалога между представителями различных конфессий и атеистами и консолидации их сил для борьбы за общие интересы. Надеемся, что межрелигиозную рознь, как и межнациональную, удастся перебить солидарностью.

Ну а помимо этого, развитие организации и изменения в политической обстановке неизменно буду ставить нам новые задачи. Главное в этой ситуации — вовремя предвидеть поворот и быть готовым к новым испытаниям.

- Какие изменения должны произойти в нашем обществе, чтобы оно стало жить лучше?

Всё просто. Общество в своём развитии проходит определённые стадии, изначально прогрессивные, но позже устаревающие и висящие мёртвым грузом.

Именно таким грузом на нас висит сегодняшняя капиталистическая система, кидающая трудящиеся слои в нищету, способствующая деградации культуры, угнетению целых народов и застою в обществе. Для того, чтобы жизнь людей стала качественно лучше, общество должно скинуть эту систему, заменив её новой, социалистической, основанной на общественной (которую не следует путать с государственной, как в СССР) собственности и участием в управлении самых широких слоёв населения.

Возможно, это звучит как максимализм или даже утопия, но иные рецепты уже доказали своё бессилие. Они либо рассыпаются перед лицом кризиса, либо основываются на эксплуатации других народов, что в итоге оборачивается против тех обществ, что наживаются за счёт этого.

Комментарии:

1. Стоит уточнить, что сам по себе профсоюз лишь определённый, экономический этап в развитии классовой борьбы, за которым следует этап политический. Вообще, профсоюз сейчас играет весьма двойственную роль - с одной стороны он способен объединить широкие слои трудящихся или студентов, а также является основной (наиболее развитой) организационной формой экономической борьбы. В то же время нельзя отрицать встроенность профсоюзов в систему буржуазной демократии (или, в случае с путинизмом, в режим своего рода "лёгкой диктатуры"), проведение особой буржуазной идеологии и готовность их высших эшелонов играть на укрепление буржуазного строя путём консервации классовой борьбы на стадии экономики. В связи с этим низовой контроль явно недостаточен не просто без политизации, но и без политической организации трудящихся и проведения революционной политической линии.

2. В ответе допущена ошибка. Дело в том, что идеология как таковая - неотрывная часть буржуазного строя, она существует даже тогда, когда формально провозглашается её отсутствие (на деле это всего лишь отсутствие официальной доктрины). Идеология является рычагом контроля государства над обществом, проходящим через систему ценностей и особые аппараты, включая такие как партии, профсоюзы, институты власти, религии, семьи и т.д. Об этом см. подробнее Луи Альтюссер "Идеология и идеологические аппараты государства"

3. Стоит также включить в этот перечень связанное с политикой правящего класса вымирание этносов, таких как, к примеру, народ Водь, находящийся на грани исчезновения из-за капиталистической политики, вытесняющей их с родных земель (а также из-за насильственной ассимиляции в советское время).

4. Дан лишь примерный перечень авторов, идеи которых так или иначе адаптированы в линии ОСП. По мере своей теоретической работы, мы стремимся как можно более полно взаимодействовать с теоретическим наследием марксизма и тенденциями науки.

Комментариев нет:

Отправить комментарий