понедельник, 17 декабря 2012 г.

Патриотизм и его разновидности.


Сложившаяся ситуация в России поставила на повестку вопрос о консолидации патриотических сил. Вне всякого сомнения, это необходимо для восстановления страны после принесенного ей чудовищного ущерба за последние 20 лет. Ни одна из сил патриотической оппозиции (коммунисты, монархисты, националисты и др.) в одиночку не способна справится с этой задачей. Но если мы выступаем за сотрудничество и объединение патриотических сил, нам необходимо определится с пониманием самого термина "патриотизм", иначе все наши действия сведутся к чему-то вроде "за все хорошее, против всего плохого", а это очевидный тупик. Нетрудно заметить, что у коммуниста свой патриотизм, у фашиста - свой, у либерала - свой и т.д. Всевозможным толкованиям и разновидностям патриотизма посвящена настоящая статья.

Что такое патриотизм?

Патриотизм (от греч. πατρίς и лат. patrio - отечество) в большинстве своих трактовок определяется как чувство верности по отношению родной стране. Понятия же "отечество" и "родина" широко распространены в индоевропейских языках (анг. motherland, фр. patrie, нем. Vaterland и др.) и обозначают все одно - место, где родился человек. Таким образом, патриотизм - это прежде всего эмоциональное проявление привязанности к родной земле. "Человек любит место своего рождения и воспитания. Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физическою. Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человечества"  (Н.М. Карамзин. "О любви к отечеству и народной гордости").

Но вместе с тем, патриотизм имеет и другое значение - общественно-политическое. В этом случае, человек, называющий себя патриотом, определяет свои взгляды как приверженность интересам страны. Под страной обычно понимают более определенное образование: "Страна, территория, имеющая определенные границы, пользующаяся государственным суверенитетом или находящаяся под властью другого государствa"  (Большой энциклопедический словарь). С этим нельзя полностью согласится. Все-таки когда речь идет о любви к стране, не имеется ввиду любовь к комплексу "территория + государство". Помимо последних, существует еще народ, населяющий территорию и вступающий в определенное взаимоотношение с государством. Именно народ прежде всего формирует систему общества (социально-исторического организма).



Вопрос о соотношении территории, государства и общества был решен Ю.И. Семеновым с введением термина геосоциального организма (геосоциора). "Граница такого социально-исторического организма — это граница, отделяющая территорию, которую он занимает, от территорий, на которых расположены соседние социоры. [...] Неотделимость социоисторического организма такого вида от территории, которую он занимает, находит свое совершенно отчетливое выражение в том, что его название может быть только территориальным: Франция, Болгария, Турция и т.п."  (Ю.И. Семенов. "Философия истории"). Таким образом, страна - это прикрепленное к определенной территории общество, находящееся под контролем определенного государства. Патриотизм в таком случае - любовь к обществу, самоидентификация себя с ним и осознание общественных интересов как собственных. Более того, нужно подчеркнуть что такоое чувство является жизненно необходимым для общества, т.к. без наличия его у каждого члена (или, по крайней мере, у  большинства) оно не сможет существовать. Но вместе с тем, любовь к обществу может принимать совершенно разные, порой взаимоисключающие формы.

Патриотизм патриотизму рознь

Современное нам общество имеет множество внутренних противоречий. Ими могут быть классовые, этнические, религиозные и др. конфликты. Соответственно каждая сторона любого конфликта будет ассоциировать себя не только с обществом, но и с соратниками по баррикадам. Ниже представлена классификация таких специфических "патриотизмов".

1) Племенной патриотизм - отечеством именуется племя. Исторически первый вид патриотизма, появившийся в те времена, когда общество еще было привязано не к территории, а к своему личному составу. Со сменой демосоциальных организмов (племен) геосоциальными (странами), понятие потеряло актуальность в большинстве обществ. Подробнее об этом процессе можно прочитать в уже названной книге Ю.И. Семенова "Философия истории".
2) Региональный патриотизм - понятие патриотизма распространяется на конкретный регион. Появился одновременно с появлением геосоциора. Характерный пример- полисный патриотизм древних греков, существовавших и после объединения полисов под одним государством, где он противопоставлялся государственному (имперскому) патриотизму.
3) Государственный патриотизм, объектом которого выступает государство, по отношению к которому члены общества идентифицируют себя как подданные. Самый распространенный в древнее время, до образования наций.
4) Гражданский патриотизм - объектом патриотизма является прежде всего населяющий страну народ (граждане). По сути такой патриотизм является более современной версией племенного, т.к. объектом самоидентификации членов общества выступает опять непосредственно само общество, а не какие-то его составные части. "Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ"  (Н.Г. Чернышевский). Составляющие общество личности, т.о. осознают себя уже не подданными, а гражданами. Появляется одновременно с т.н. гражданским обществом в эпоху буржуазных революций.
5) Национальный патриотизм - разновидность патриотизма, появившаяся примерно в то же время что и гражданский. Отличие его от последнего состоит в том что объектом тут выступают не непосредственно общественные интересы, а выражающая их национальная культура. Слово является синонимом слова "национализм".
6) Классовый патриотизм - здесь к обычному патриотизму добавляется классовое сознание. "В классовом обществе содержание П. становится классовым, ибо каждый класс выражает своё отношение к отечеству через присущие ему специфические интересы"  (Большая Советская Энциклопедия).
7) Корпоративный патриотизм - понятие патриотизма распространяется на какую-либо организацию, которая, соответственно предположительно выражает интересы общества. Он может быть по отношению к партии, государству (со стороны чиновников) и др. организациям.

В чистом виде каждый из вышеназванных "патриотизмов" редко встречается (будь то в индивидуальном или общественном мировоззрении), в основном имеется сочетание тех или иных. Отдельно можно также выделить ксенопатриотизм (любовь к чужому отечеству, например галломания российских дворян и американофилия современных либералов в России) и квазипатриотизм (ассоциация себя с несуществующим обществом, вроде белой расы, Евразии, человечества и др.) Помимо этого, может возникнуть ситуация когда частная самоидентификация может полностью противопоставить себя общественной, тогда возникает явление сепаратизма (в случае племенного, регионального и национального патриотизмов) или антипатриотизма (в случае всех остальных).

Если вышеназванные разновидности патриотизма относились по большему счету к его форме, то далее речь пойдет уже о его содержании. Если в изначальном понимании (как сказано выше), патриотизм - это любовь к обществу, то следовательно быть патриотом - это значит действовать на благо общества. И тогда истинный патриотизм - это мировоззрение, соответствующее общественным интересам. В свою очередь ложный патриотизм (псевдопатриотизм) - это мировоззрение выдающее себя за патриотическое, в действительности же таковым не являющееся. Можно не называть себя патриотом и при этом работать на благо родины, а можно кричать на каждом углу о своем патриотизме и не делать ничего полезного для своей страны (а то и вовсе вредить ей).

Патриотизм и государство

Сторонниками государственного патриотизма являются те, кто путают понятия "общество" и "государство". Для таких, государство по определению выражает интересы общества, а если нет - то только для общего блага. Народ ведь для того и нужен чтобы верно служить своему государству. Но общество и государство - не одно и то же. Более подробно об этом я писал в статье "Роль государства в обществе".

История знает примеры непатриотичных государств (везде где имело место предательство общественной элиты), но не знает ни одного примера непатриотичных народов. "Он (Деникин - А.В.) лишь констатирует: «Мы проглядели внутренний органический недостаток русского народа: недостаток патриотизма», «Народ подымался на войну покорно, но без всякого воодушевления и без ясного сознания необходимости великой жертвы». Генерал не мучает себя вопросом: а нужна ли народу была мировая война?" (Ю. Белов. "Суд времени". Газета "Правда: Правда о прошлом - залог связи времён").

Государственный патриотизм - это прежде всего лояльность по отношению к существующему государству, вне зависимости что оно из себя представляет. "Государственнический элемент означает патриотизм не только к отечеству в целом, но и, прежде всего к государственной власти, политики государства, «национальным государственным интересам». Государственный патриотизм может быть только патриотизмом политики господствующего класса"  (Р.С. Осин. "Советский патриотизм как логическое продолжение сталинской теории мировой революции"). Вероятнее всего, это явление имеет инстинктивное происхождение - например подчинения низкоранговых индивидов высокоранговым, что особенно хорошо выражено в примитивных обществах и сообществах, например в тюремной иерархии.

Истинным патриотизмом госпатриотизм может быть только в том случае, если интересы государства совпадают с интересами народа, что бывает далеко не всегда. "Патриотизм - означает поддержку своей страны. Это не означает, что патриотично поддерживать президента или иных должностных лиц. Только в той степени, в какой они служат интересам страны"  (Теодор Рузвельт. "Большое путешествие"). Общество (страна, нация) и государство - не одно и то же. Это важно знать, если вы не хотите стать жертвами манипуляции.

Патриотизм и национализм

Теперь что касается различий между патриотизмом и национализмом. Как утверждает Семенов, "Нация есть совокупность людей, имеющих одно общее отечество"  ("Этносы, нации, расы"). Проблема состоит в том что отечество и идентификация с общим отечеством - не совсем одно и то же. Первое существует объективно, второе - как совокупность субъективных интересов, которые между собой могут отличатся. Национальный патриотизм, как уже было сказано, в качестве своего объекта использует национальную культуру. Как и само общество, общественная культура неоднородна. Она формируется разными представителями общества, имеющими разные интересы. Апеллируя к национальным ценностям, народом легко манипулировать, вбросив в массовое сознание идеи национальной исключительности. Очень часто такой подход идет вразрез с народными интересами. Например национал-патриот Гитлер в ходе своей политики уничтожил столько немцев, сколько не снилось ни одному германофобу.

Есть еще одно противоречие между гражданским и национальным патриотизмом - в выборе приоритета. Первый считает интересы общества первичными, а культуру вторичной. Согласно такой позиции не общество должно служить культуре, а культура должна "культивировать" достойных членов общества. Культурные ценности, абстрагированные от интересов общества, никакой ценности (кроме разве что художественной) не представляют. Напротив, крайний национализм предполагает идеализацию таких ценностей, что неизбежно приводит к идолопоклонству.

Хороший пример конфликта культурных ценностей и интересов народа приводит Ю. Семенов в статье "Этническая культура и политическая борьба”. Речь шла о вытеснении русского языка из образования в бывших советских республиках и российских автономиях в рамках т.н. "национального возрождения". Семенов приводит три стадиальных типа языка - древнементальный, староментальный и новоментальный. Первый предпологает только устное общение, второй возникает с появлением письменности, третий способствует пониманию научных знаний и философских идей.

Такая типология во-первых объясняет использованиe в России в XVIII в. французского и немецкого языков для науки и философии (что впоследствии было доведено до абсурда российским дворянством и превратилось в ксенопатриотизм), а во-вторых - переход на русский язык многих этносов России и СССР, традиционные языки которых были даже не староментальными, а древнементальными. "Любая попытка потеснить, тем более вытеснить русский язык, будет иметь своим следствием регресс в деле образования и вообще во всех областях. Если попытаться преподавать, скажем, физику, на древнементальном или даже староментальном языке, то ее никто знать не будет". Последствия дерусификации хорошо известны - это резкое ухудшение качества жизни в постсоветских республиках, вынудившее их жителей стать гастарбайтерами.

Еще один момент - национализм может быть разным, в зависимости от того как формируется нация. "Но когда нация формируется по признаку принадлежности к социоисторическому организму, национализма в привычном понимании этого слова не возникает. Национальная идея в таком случае не предполагает противопоставления людей по признаку этнической принадлежности. [...] Но это - противопоставление не одного этноса другому, а людей, отстаивающих интересы своего отечества, людям, которые выступают в разрез с этими интересами, т.е. подразделение населения социоисторического организма на патриотов и антипатриотов" (Ю.И. Семенов. "Философия истории"). В этом случае понятия патриотизма и национализма полностью совпадают. Но может быть и другой вариант: "Когда нация строится по признаку не социорной, а этнической принадлежности, «национальная идея» всегда предполагает политическое, а нередко и правовое противопоставление людей, образующих разные этносы"  (Там же). Но это отдельная тема, которая в этой статье рассматриваться не будет.

Патриотизм и классовое общество

B классовом обществе, общественное мировоззрение (частью которого является патриотизм) имеет классовый характер. Это значит что любая точка зрения на общественно-политические вопросы является выгодной тем или иным классам, которые будут способствовать ее распространению, в зависимости от силы своего влияния в обществе. Т.н. общественное мнение представляет собой позицию общественной элиты, выраженной в манипуляции сознанием. А патриотизм - это прежде всего чувство, которое как и любые другие чувства по своей природе иррационально, от этого им легко манипулировать. А поскольку патриотизм нам все-таки необходим, то нужно превратить его из иррационального в рациональный. Для этого нужно понять что патриотизм может быть разным и в классовом плане."У нас многие путают понятие «Отечество» с понятием «Ваше превосходительство», а когда им начинаешь объяснять разницу, приходят к выводу, что второе предпочтительнее"  (М.Е. Салтыков-Щедрин).

Из всех названных выше форм патриотизма, ближе всего к истинному находится гражданский, непосредственно аппелирующий к интересам общества. Но под интересами общества можно понимать разное. Социал-патриот будет считать что для блага страны нужно ликвидировать частную собственность и эксплуатацию человека человеком, а также порвать все связи с мировым капиталом. Либерал-патриот, напротив, будет утверждать что процветание страны возможно только при капитализме, со свободным рынком и в форме интеграции в мировое сообщество. Оба будут утверждать что именно их позиция соответствует интересам общества. Кто же прав? Социал-патриот выступает с позиции трудовых классов, которые составляют большую часть населения общества и непосредственно принимают участие в создании общественного продукта. Либерал-патриот выступает с позиции общественного меньшинства, преимущественно занятого в сфере организации труда (крупная буржуазия, бюрократия), при этом получающего от общества намного больше своего вклада в общее благо. А то и вовсе бесполезных для общества элементов - рекламщиков, биржевых спекулянтов, эстрадных псевдопевцов и др. Т.е. социальных паразитов, чей уровень потребления выше их уровня производства.

Рассматривая классовый характер патриотизма, нельзя не коснутся и такого распространенного в левой среде тезиса, что дескать раз у "пролетария нет отечества" (К. Маркс), то социалисты не могут быть патриотами по определению. Для начала было бы неплохо разобраться с тем что представляет из себя отечество, которого у пролетариата-де нет. Отечество - это не не государство, а общество, как было сказано раннее. Не государство прежде всего отвечает за формирование личности, а общество. Значит любить общество и заботится о нем - естественно для каждого, в том числе для пролетария. Причем особенно пролетария, ведь он непосредственно участвует в создании общественного продукта, именно он служит общему благу - стране, родине, нации. Если рухнет экономика страны, пролетариям будет хуже, буржуа же в хушем случае свалит за границу, где его уже будут ждать многомиллионные счета в местных банках. "Чуждо ли нам, великорусским сознательным пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (т. е. 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов"  (В.И. Ленин. "О национальной гордости великороссов"). Как раз именно у пролетария есть отечество. Капиталист же может любить только прибыль.

"Главная задача заключается в освобождении России от экономической и политической зависимости от ортокапиталистического центра. А это невозможно без уничтожения паракапитализма (периферийного капитализма - прим. А.В.). Национализм здесь не только ничем помочь не может, но, наоборот, с неизбежностью станет препятствием, раскалывая массы трудящихся. Иное дело — патриотизм, понимаемый как отстаивание интересов России и основной массы ее населения, независимо от расовых и этнических различий. И этот патриотизм носит классовый характер. Национально-освободительная борьба одновременно является и борьбой классовой. Настоящими патриотами могут быть только носители левых идей. И только левые в нынешней России могут быть патриотами"(Ю.И. Семенов. Там же).

Иными словами, для консолидации патриотических сил необходимо понять что возрождение России невозможно без освобождения ее от всех паразитов, внешних и внутренних. Нельзя одновременно любить свою страну и допускать в ней паразитизм. Это примерно тоже самое что любить свое тело и терпеть у себя глистов и вшей. И по этому социал-патриотизм - единственно возможная идеологическая форма патриотизма.

И.В. Сталин на XIX съезде ВКП (б) сказал: "Раньше буржуазия считалась главой нации, она отстаивала права и независимость нации, ставя их "превыше всего". Теперь не осталось и следа от "национального принципа". Теперь буржуазия продает права и независимость нации за доллары. Знамя национальной независимости и национального суверенитета выброшено за борт. Нет сомнения, что это знамя придется поднять вам, представителям коммунистических и демократических партий, и понести его вперед, если хотите быть патриотами своей страны, если хотите стать руководящей силой нации. Его некому больше поднять". Сейчас, в эпоху глобализации, это становится еще более понятно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из всего вышесказанного, можно заключить - социал-патриотизм, включающий в себя гражданский, классовый (опора на трудовой народ, а не на социальных паразитов) и национальный (но где национальная культура служит нации, а не наоборот) компоненты. Все остальные формы патриотизма в настоящее время лишь служат средством манипуляции и выдаванием интересов отдельных социальных групп за интересы всего общества. Без понимания этого, все попытки возрождения России как социально справедливой державы и субъекта международных отношений будут обречены на провал. А права на ошибку у нас больше нет.

Алексей ВОЛКОВ

Комментариев нет:

Отправить комментарий