понедельник, 20 января 2014 г.

Тезисы о национализме

Составляющей нашей позиции в национальном вопросе является пролетарский национализм. Для людей, знакомых с политической картиной, в частности, с левой и марксистской политикой, такое словосочетание может показаться странным, ведь национализм традиционно относят к "правым" элементам. Прояснить нашу позицию должны следующие тезисы, посвященные нации и национальному вопросу.

Тезисы о национализме

1. Национализм есть разновидность патриотизма - квазиидеологии, основанной на отношении личности (общности) к обществу (социально-историческому организму, социору). Это отношение отражено в понятии "отечество", которое, в зависимости от характера этого отношения, может быть связано с такими социальными образованиями как племя (племенной патриотизм, трибализм), государство (государственный патриотизм, этатизм) или нация в нашем случае.

2. Нация есть совокупность людей, имеющих общее отечество, а сам концепт "отечество" становится основой политической общности. Подданные одного государства как правило живут в одном социоре, но они необязательно воспринимают его как свое общее отечество. Они объединены лишь общей политической властью, которая сама себя определяет как "отечество" и выступает как внешняя сила по отношению ко всем кто эту власть не формирует, но при этом находится в зависимости от нее (вымуштрованные крестьяне шли на войну по принуждению, но не по сознанию общей необходимости в этой войне и даже когда они защищали свой дом, они защищали себя, а не общее отечество). Условиями такой общности являются общность территории (принадлежность к одному геосоциору, т.е. стране), общность экономики (внутренний рынок и экономические отношения, связывающие все части социора в один хозяйственный организм) и общность культуры (в особенности общий менталитет и язык).

3. Нация может формироваться вокруг одного этноса и его культуры (этнонация) или вокруг социора в целом, синтезируя элементы различных этнический культур (соционация). Соответственно различным будет и национализм - этническим (когда принадлежность к нации определяется принадлежностью к этносу) или гражданским (когда членом нации является всякий кто считает данный социор своим отечеством, а его интересы собственным). При этом важно отметить что сама нация есть объективное образование (но не природное, а социальное), поскольку хотя и создается национальным движением, формируется в исторических условиях, не зависящих от сознания людей. Т.е. сама нация и нация, как ее представляет националистическая идеология - не одно и то же.

4. Национализм сам по себе - не идеология (поскольку содержит в себе только отношение к обществу, еще не оформленное с т.з. интересов различных сил этого общества и потому еще не содержит инструкции для политической деятельности), но как любая форма политического сознания, он имеет идеологический характер. Идеологиями являются консерватизм, либерализм и социализм, их варианты и сочетания. Соответственно нет национализма вообще, а есть национализм консервативный (основная часть националистических идеологий), либеральный и социалистический, национализм как самоидентификация различных политических сил.

5. Ввиду классовой неоднородности нации, национализм также имеет классовый характер. Соответственно трем основным классам капиталистического общества, можно выделить буржуазный, мелкобуржуазный и пролетарский национализм. Буржуазный национализм рассматривает национальную буржуазию (шире - элиту, привилегированный слой) как движущую силу нации, противопоставляя ее иностранной или транснациональной. Мелкобуржуазный национализм либо игнорирует деление нации на классы, либо призывает к классовому сотрудничеству во имя единства нации, при этом всегда в качестве общего врага рассматривается другая нация или этническая общность (например, американцы, кавказцы, евреи и др.). Пролетарский национализм видит движущую силу нации в пролетариате (шире - трудящихся, массы), при этом в качестве врага нации рассматриваются внутренние паразиты (эксплуататоры, клептократы, криминальные элементы и др.). Национализм как социальное явление сочетает в себе все три типа, но есть национализм и есть национализмы.

6. Противоположность национализма обычно называют интернационализмом, что означает отношение к человечеству в целом и отдельно от национальных различий. Однако нельзя сказать что интернационализм является отрицанием национализма (т.е. антинационализмом) каким может быть только другой национализм. Как и национализм, интернационализм неоднороден. Противоположностями трех типов национализма соответственно будут транснационализм или глобализм (квазиидеология транснациональной буржуазии, предлагающая стирание национальных границ ради облегчения рыночных отношений), космополитизм (отрицание национальной идентичности и специфики как таковых, абстрактный "общечеловеческий" гуманизм) и пролетарский интернационализм (международное сотрудничество пролетариата, идея "дружбы народов"). При этом "противоположности" нередко сочетаются - например, расизм обычно включает в себя мелкобуржуазный национализм и космополитизм, противопоставляя себя любому другому национализму и интернационализму. Сочетание любого национализма с интернационализмом можно назвать сверхнационализмом (национализмом, выходящим за свои пределы).

7. Любая культура всегда имеет два аспекта - локальный (национальный) и глобальный (общечеловеческий), точно так же как и личность содержит в себе индивидуальное и коллективное, при этом между одно не может противоречить другому, т.к. оба относятся к одной и той же сущности. Например, наука одновременно локальна (как часть культуры) и глобальна (как отражение природы). Идеология создается в конкретном обществе и в конкретной культуре, но при этом она по своему назначению адресована любому обществу с любой культурой (поскольку отражает в первую очередь всеобщие - экономические противоречия, из чего следует что нельзя отождествлять либерализм и западную культуру, в которой он изначально возник), и наоборот - она может создаваться как универсальная, но при этом у нее всегда будут национальные вариации (как это было в случае с советским, китайским, кубинским и др. социализмом).

8. Ввиду общности классовых интересов (которые также имеют локальный и глобальный аспекты) пролетарский национализм тождественен пролетарскому интернационализму, оба представляют собой разный масштаб одной и той же классовой борьбы. Расхождение между ними (например, восприятие гастарбайтеров как врагов русского пролетариата) обусловлено исключительно влиянием буржуазных и мелкобуржуазных тенденций. Преодолеть это противоречие должен социалистический сверхнационализм.

9. Нация является продуктом индустриального общества, типом общества на индустриальной стадии. По этому некорректно, с одной стороны, говорить о наличии наций в прошлом, а с другой стороны, рассматривать саму нацию как нечто вечное и неизменное. Следующей стадией после нации должна быть сверхнация как объединение социора на основе более развитой экономики и идеологии (как, например, СССР), которая может включать в себя несколько наций (также как и в нации можно обнаружить отдельные субнации). Целью социалистического сверхнационализма также должно быть строительство глобальной сверхнации (как глобального проекта, альтернативному буржуазному глобализму и местечковому национал-сепаратизму), в которой бы было соединено все лучшее что создано во всех культурах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий